Служба "112"

sluzba112

Мероприятия

Объявления

Фотогалерея

Новости на ОТВ

Главная » 2018 » Июль » 9 » По следам истории. Белые воротнички на ЧТЗ
10:35
По следам истории. Белые воротнички на ЧТЗ

90-ЛЕТИЮ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛУХИХ И 85-ЛЕТИЮ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…

ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ.

 

БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ НА ЧТЗ

Более шестидесяти лет прошло со дня образования первой и единственной в России группы глухих конструкторов на Челябинском Тракторном заводе. Но агрегаты и станки, автоматические линии и станочные приспособления, сконструированные глухими конструкторами, работают и по сей день.

В 1955 году в Челябинском Машиностроительном техникуме состоялся первый выпуск группы глухих специалистов. Такое событие стало возможным, благодаря стараниям и настойчивости председателя Областного правления ВОГ И.И. Шуба и Казанцевой А.И.Они ходили по инстанциям и доказывали, что глухим нужно образование. В 1949 году сделали первый набор в Индустриальном техникуме им. Аносова в г. Златоусте, а в 1950 году и в Машиностроительном техникуме г. Челябинска.

Почти половина выпуска была направлена на Тракторный завод. Был среди выпускников и Иван Данилин, получивший диплом с отличием и в последствии ставший руководителем первой и единственной в стране группы глухих конструкторов. Но сначала Ивана Данилина направили в ФЗО-9, мастером производственного обучения. Там обучались глухие ребята. На Тракторном заводе глухих специалистов устроили по разным цехам и конструкторским отделам. Так Л.Самолова и А. Прокопова пришли в Отдел Главного Конструктора объемного проектирования. Впоследствии к ним присоединилась Д.Меньшенина из второго выпуска ЧМсТ. Супруги Коноваловы А. и Г. и В.Назаров пришли в КБ штампов при Отделе Главного Технолога. В Отделе Главного Технолога был большой Конструкторский Отдел с бюро различной специализации. В этот отдел было направлено большинство выпускников: Л. Багин, Л. Колесников, В. Заводчиков, А. Сурина и другие. У руководства КО возникла идея обьединить всех конструкторов в группу. Начальник отдела С.А. Фузеев стал эту идею продвигать. Нужен был лидер из числа глухих, способный возглавить новый коллектив. Выбор пал на И.Данилина, и в конце 1956 года его переводят на завод в Отдел Главного Технолога. И уже в середине 1960 года, после реорганизации двух конструкторских групп по автоматизации, в конструкторское бюро автоматических линии И.Данилину было предложено набрать и возглавить группу глухих конструкторов, которая войдет в это бюро. Бюро возглавил Г.К.Дмитриев, умный и знающий специалист, интеллигент старой закалки. Он сыграл большую роль в становлении И.Данилина как конструктора и руководителя. Это под его руководством в 1958 году И.Данилин спроектировал токарный автомат для автоматической линии, которому в то время не было аналогов в мировой практике. Понимая, что надо повышать свои знания, И. Данилин без отрыва от производства окончил финансово-экономический институт.

Конструкторская группа глухих с годами пополнялась в основном за счет выпускников ЧМсТ. На каждый новый выпуск И.Данилин приходил на защиту дипломов и приглашал особо отличившихся. Были в группе и выпускники из Златоустовского Индустриального техникума им. Аносова. Так в 1961 году пришли В.Белослудцев и Б.Ястребов, а следом за ними В.Кабаков и В.Дедович. Сначала функции переводчика выполнял конструктор В. Кабаков, потом ввели штатного переводчика. В основном это был мужской коллектив, когда я после окончания ЧМсТ в 1969 году пришла в группу, там работали только две женщины: З.Ермоленко и А.Сурина.

Руководство отдела предпочтение отдавало мужчинам. В этом нет ничего удивительного: работа конструктора требует технического творчества, умения анализировать предстоящие процессы. Единицы из числа конструкторов становятся, как говорится, конструкторами от Бога, каким был И. Данилин. Группа глухих конструкторов была на хорошем счету у руководства завода, обеспечивала выполнение сложных заказов по автоматизации механических процессов производства. В основном все сложные работы доверяли группе И. Данилина. Глухие специалисты вели общественную работу среди глухих рабочих завода, входили в состав правления и президиума Областного правления ВОГ. Были актерами народного театра при ДК ВОГ. И. Данилин входил в состав Совета молодых специалистов завода от глухих ИТР. Читал лекции в цехах по техническим вопросам для глухих и слышащих рабочих. Принимал участие в научно-технических конференциях, как на заводе, так и в технических институтах и техникумах. Данилин проработал на ЧТЗ 15 лет, и эти годы он всегда считал самыми лучшими в своей жизни. Уезжая в 1971 году в Москву, свое детище, конструкторскую группу, он передал Б. Ястребову, выпускнику Златоустовского техникума, тоже конструктору от Бога. Ястребов Б. после окончания техникума, придя в бюро, сумел в течение года пройти путь от техника-конструктора до конструктора 1 категории. На это даже у толковых специалистов уходит десятилетие. Приняв эстафету, Ястребов Б. продолжил дело И.Данилина. Группа периодически пополнялась молодыми специалистами. И в 1977 году, когда нас стало 16 человек, нас переименовали в бюро автоматических линий. Борис Ястребов стал начальником бюро. В то же время он вел работу по подготовке молодых специалистов, курировал дипломные работы глухих выпускников ЧМСТ. С каждым новым выпуском в бюро приходили 2-3 молодых специалиста. Так у нас работали перспективные конструкторы: Лосев К., Крат И., Каткова Т., Зубавленко С., Шрайбер А., Загвоздин А.и многие другие. Правда, не все удерживались: кто-то не справлялся, кто-то разочаровывался в профессии, кого-то не устраивала зарплата. Но было немало таких, кто проработал от звонка до звонка: это: А.Сурина, В.Белослудцев, А.Белоусова, Е.Заикин, Б.Ястребов и переводчик С.Федотова. Много лет проработали В.Дедович, Р.Белоусов, В.Чанов, Ю.Тарасов, В.Попов. С приходом перестройки начались сбои в работе нашего Тракторного гиганта, потом грянуло банкротство, а с ним и внешнее управление. Начались сокращения, но глухих конструкторов это не коснулось. Бюро продолжало работать, правда, приток молодых специалистов прекратился. И в 2004 году нас объединили со слышащими. Сейчас на ЧТЗ – УРАЛТРАК остались «последние из могикан»: Г.Глазова, конструктор контрольной оснастки, И.Крюков и В.Поликарпов, ведущие конструкторы бюро станочных приспособлений.

Придут лучшие времена, начнется наращивание объемов производства, ввод новой техники, потребуется увеличение числа ИТР и, вполне возможно, снова появится бюро глухих конструкторов с новым лидером.

Г.Ястребова
Конструктор I категории с 36 летним стажем

VOG74.ru

 


Ястребов Б.Н. - Начальник конструкторского бюро глухих конструкторов

 


На выставке техники ЧТЗ (Слева направо - Ястребов Б.Н., Данилин И.К.)

 


Данилин И.К. - Первый начальник конструкторскогой группы глухих конструкторов

 


Слева направо - Белоусов Р.И., Данилин И.К., Ястребов Б.Н.

 


Первая группа глухих контсрукторов (60-ые годы)

 


Конструкторское бюро глухих конструкторов (Конец 80-ых годов)
Слева направо сидят - Ястребов Б., Федотова С., Белоусова А., Попов В., Белоусов Р.
Стоят - Тарасов Ю., Зубовленко С., Заикин Е., Ястребова Г., Белослудцев В., Чанов В., Поликарпов В.

Просмотров: 946 | Добавил: VOG74 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Социальные партнеры: